МВСОУ ВСОШ"
г. Железногорск, Курская обл.
  • Функциональная грамотность

    Рассмотрено

    на заседании педагогического совета Протокол от 03.10.2022 №23

    Утверждаю

    директор МВСОУ «ВСОШ»

    _____________И.В.Киселева

    Приказ от 03.10.2022 №45

    План мероприятий 

    МВСОУ «ВСОШ» Курской области

                          (наименование образовательной  организации)

    по формированию и оценке функциональной грамотности

     обучающихся на 2022- 2023 учебный год

    _(__ https://vsh.obr46.ru/функциональная-грамотность/ _ )_

    (ссылка на ресурс, где представлен План)

    п/п

    Наименование мероприятия

    Сроки

    по плану

    Фактические сроки мероприятия

    Краткая характеристика результатов мероприятия

    1. Организационно-управленческая деятельность

    1.1. Разработка и утверждение плана мероприятий (дорожной карты) по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся и исключению рисков ученической не успешности сентябрь сентябрь План мероприятий (дорожная карта) по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся и исключению рисков ученической не успешности
    1.1 Внесение дополнений в ООП ООО образовательных организаций, рабочие программы педагогов, программы по внеурочной деятельности основанных на компетентностном До 31 августа 30.08.2022

    Определение основных направлений работы ОО по вопросам формирования функциональной грамотности
    1. Работа с педагогами и образовательными организациями

    2.1.

    Повышение квалификации педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    2.1.1. Проведение анкетирования педагогических работников Октябрь 10.10.2022 Выявление трудностей по формированию функциональной грамотности обучающихся. Выявление имеющегося опыта по формированию функциональной грамотности на уроках, во внеурочной деятельности
    2.1.2. Изучение методик и опыта международных исследований, методик оценки метапредметных результатов В течение года В течение года Подготовка методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности для педагогов
    2.1.3. Подготовка базы тестовых заданий (8-9 классы) для проверки сформированности математической, естественнонаучной, читательской, финансовой и глобальной грамотности Декабрь Декабрь База тестовых заданий по всем направлениям функциональной грамотности
    2.2.

    Совершенствование и организация методической поддержки педагогов и образовательных организаций по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    2.2.1. Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования математической, естественнонаучной, читательской, финансовой и глобальной грамотности В течение года по плану МО В течение года по плану МО Повышение уровня информированности педагогов
    2.2.2. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации В течение года В течение года Повышения уровня квалификации педагогов
    2.3.

    Мероприятия по обсуждению и распространению эффективных практик по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

    2.3.1. Обобщение опыта педагогов и представление его на заседаниях школьных методических объединений В течение года по плану МО В течение года по плану МО Повышения уровня квалификации педагогов
    2.4.

    Мероприятия по разработке научно-методического обеспечения по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

    2.4.1. Использование современных технологий и методов обучения, направленных на формирование системы ключевых компетенций, логического, критического и конструктивного мышления, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности В течение года В течение года Разработка поурочного планирования с учетом формирования функциональной грамотности обучающихся
    2.4.2. Проведение консультаций для педагогических работников школы по вопросам формирования математической, естественнонаучной, читательской, финансовой и глобальной грамотности В течение года В течение года Повышение уровня информированности, квалификации педагогов
    1. Работа с обучающимися

    3.1.

    Работа с обучающимися в урочной деятельности по формированию функциональной грамотности

    3.1.1. Обновление форм и методов обучения, деятельности методов обучения, направленных на

    на установление партнерских отношений между учителем и обучающимся

    Постоянно Постоянно Для развития функциональной грамотности у учащихся используются следующие методы и формы: технология педагогической мастерской, проектная деятельность, деловая игра, ролевая игра, дискуссия.
    3.2.

    Работа с обучающимися во внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности

    3.2.1. Использование игровых технологий во внеурочной деятельности Постоянно Постоянно Развитие самостоятельного принятия решения различных задач, обращение к взрослым за новыми сведениями, любознательности, стремление исследовать, обнаруживать связи между понятиями, создавать и проверять гипотезы могут формы: квест, практикум, исследования, круглый стол, моделирование ситуаций.
    3.3.

    Работа с обучающимися в системе дополнительного образования по формированию функциональной грамотности

    3.3.1.

    Приложение 2

    Сведения об ответственных за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся

    МВСОУ «ВСОШ

      (наименование образовательной организации)

    № п/п

    Фамилия, имя, отчество ответственного лица

    Место работы 

    Долж-ность

    Телефон

    Е-mail

    Курируемое в муниципалитете направление функциональной грамотности

    1

    Шнайдер Марина Валентиновна МВСОУ «ВСОШ» Учитель русского языка 8 (47148) 4-46-99 vsh@obr46.ru

    Общие вопросы 

    2

    Шнайдер Марина Валентиновна МВСОУ «ВСОШ» Учитель русского языка 8 (47148) 4-46-99 vsh@obr46.ru

    Креативное мышление

    3

    Кочетова Лилия Владимировна МВСОУ «ВСОШ» Тьютор 8 (47148) 4-46-99 vsh@obr46.ru

    Глобальные компетенции

    4

    Наумочкина Наталья Николаевна МВСОУ «ВСОШ» Учитель русского языка 8 (47148) 4-46-99 vsh@obr46.ru

    Читательская грамотность

    5

    Кочетова Лилия Владимировна МВСОУ «ВСОШ Тьютор 8 (47148) 4-46-99 vsh@obr46.ru

    Математическая грамотность

    6

    Дубинкин Эдуард Николаевич МВСОУ «ВСОШ» Учитель географии и биологии 8 (47148) 4-46-99 vsh@obr46.ru

    Естественно-научная грамотность

    7

    Коваленко Любовь Алексеевна МВСОУ «ВСОШ» Учитель истории обществознания 8 (47148) 4-46-99 vsh@obr46.ru

    Финансовая грамотность

    Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности — это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment — PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

    Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

    Что такое функциональная грамотность?

    Это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

    •  читательскую грамотность;
    • математическую грамотность;
    • естественнонаучную грамотность;
    • глобальные компетенции;
    • финансовую грамотность;
    • креативное мышление.

    Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

    Нормативные документы

    Приказ об утверждении плана мероприятий Курской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

     Муниципальные планы мероприятий по формированию функциональной грамотности

    Направление Региональные координаторы: Муниципальные координаторы Школьные координаторы Полезные материалы от координаторов
    Общие вопросы по формированию функциональной грамотности Долгушина Светлана Викторовна, начальник отдела дошкольного и общего образования комитета образования и науки Курской области 

    E-mail: komobr@rkursk.ru

    Тел. 8 (4712) 702939

    День консультаций – ежедневно, в течение рабочего времени

    Зимнева Ольга Николаевна, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидат филологических наук

    E-mail: o.n.zimneva@yandex.ru

    Тел. 89038775250

    День консультаций – ежедневно, в течение рабочего времени

    Шнайдер Марина Валентиновна,  

    E-mail: vsh@obr46.ru

    Тел: 8 (47148) 4-46-99

    День консультаций — ежедневно, в течение рабочего времени

     Список литературы по Функциональной грамотности
    Формирование глобальных компетенций Краснова Наталья Петровна, доцент ЦНППМ ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидат педагогических наук 

    E-mail: np.krasnova@kiro46.ru

    Тел. 8(4712)70-05-93

    День консультаций – вторник, 16.00-17.00

    Шнайдер Марина Валентиновна,  

    E-mail: vsh@obr46.ru

    Тел: 8 (47148) 4-46-99

    День консультаций — ежедневно, в течение рабочего времени

    https://disk.yandex.ru/d/5—qP7q7tOvh7w
    Формирование креативного мышления Беседина Лариса Александровна, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидат педагогических наук 

    E-mail: lara.besedina.00@mail.ru

    Тел. 8(4712)70-05-93

    День консультаций – четверг, 15.00-16.00.

    Шнайдер Марина Валентиновна,  

    E-mail: vsh@obr46.ru

    Тел: 8 (47148) 4-46-99

    День консультаций — ежедневно, в течение рабочего времени

    https://disk.yandex.ru/d/eEUe2JzyVqvW_A
    Формирование финансовой грамотности Некрасова Лилия Васильевна, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидат экономических наук 

    E-mail: nekrasova.65@mail.ru

    Тел. 8(4712)70-05-93

    День консультаций – среда, 15.00-16.00.

    Шнайдер Марина Валентиновна,  

    E-mail: vsh@obr46.ru

    Тел: 8 (47148) 4-46-99

    День консультаций — ежедневно, в течение рабочего времени

    https://cloud.mail.ru/public/zDD4/FThVBMa7n
    Формирование математической грамотности Чаплыгина Мария Евгеньевна, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» 

    E-mail: mari-chaplygina@yandex.ru

    Тел. 8(4712)70-05-93

    День консультаций – понедельник, 15.00-16.00.

    Шнайдер Марина Валентиновна,  

    E-mail: vsh@obr46.ru

    Тел: 8 (47148) 4-46-99

    День консультаций — ежедневно, в течение рабочего времени

    https://disk.yandex.ru/d/Y2_HYi-nve9yvA
    Формирование читательской грамотности Булавкина Ирина Владимировна, заведующий центром библиотечной и музейной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» 

    E-mail: iribul@yandex.ru

    Тел. 8(4712)70-05-93

    Мусафранова Людмила Павловна, методист  

     gmc.musofranovalp@obr46.ru

    2-68-24

    Шнайдер Марина Валентиновна,  

    E-mail: vsh@obr46.ru

    Тел: 8 (47148) 4-46-99

    День консультаций — ежедневно, в течение рабочего времени

    http

    https://cloud.mail.ru/public/ezBF/Spkhru4io

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

    https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

    О федеральном проекте по формированию и оценке функциональной грамотности https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

    Марафон функциональной грамотности

    Марафон функциональной грамотности с участием ведущих мировых ученых и экспертов в сфере образования прошел с 6 по 10 декабря 2021 года. Организаторами Марафона выступили Министерство просвещения РФ и Академия Минпросвещения России. На главной странице марафона представлены ссылки на видео просмотр всех онлайн-мероприятий.

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Материалы Всероссийского форума:

    http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/

    Читательская грамотность — http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/chitatelskaya-gramotnost.php

    Математическая грамотность — http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/matematicheskaya-gramotnost.php

    Финансовая грамотность — http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/finansovaya-gramotnost.php

    Глобальные компетенции http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/globalnye-kompetentsii.php

    Естественнонаучная грамотность — http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/estestvenno-nauchnaya-gramotnost.php

    Креативное мышление — http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/kreativnoe-myshlenie.php

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

    На сайте представлены демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

    https://fg.resh.edu.ru/

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

    Читательская грамотность — http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Математическая грамотность — http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

    Финансовая грамотность — http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

    Глобальные компетенции — http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

    Естественнонаучная грамотность — http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

    Креативное мышление — http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    На сайте представлен электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Обязательно использование учительской подтвержденной записи на сайте «РЭШ». Доступ учеников к заданиям осуществляется по индивидуально сгенерированной ссылке и паролю.

    https://media.prosv.ru/fg/

    Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

    Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

    Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по читательской грамотности

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

    СИПКРО http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

    Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/

    Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674

    Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

    Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

    Ресурс представляет собой полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA. Он позволяет отработать навыки по всем видам грамотности. Охватывает основные предметы школьной программы. Банк заданий постоянно пополняется.

    Мероприятия

    ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДСТАВЛЕН НА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

    Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности

    III детский всероссийский Фестиваль естественных наук «ДЕТИ – ДЕТЯМ»

    Региональный семинар-практикум «Развитие метапредметных компетенций обучающихся в процессе внеурочной деятельности» на базе школьного технопарка «Кванториум» с участием центра цифрового образования детей «IT-куб», центров «Точка роста»

    Формирование функциональной грамотности в обучении английскому языку

    «Инновационные подходы к организации преподавания биологии с учетом требований ФГОС ОО»

    Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности

     Вебинар по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся

    РЕПОЗИТОРИЙ

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Финансовая грамотность

    Глобальные компетенции

    Естественнонаучная грамотность

    Креативное мышление

    Функциональная грамотность

    Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

    − формирование банка заданий;

    − формирование проектов тренировочных работ;

    − прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

    − проверку развернутых ответов экспертами;

    − накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

    На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. 

    После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

    В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

    Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/

    По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты: fg@edu.ru

    Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) 

    Федеральные документы

    Приказ Рособрнадзора от 06.05.2019г. № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных иммледований качества подготовки рбучающихся».pdf (скачать)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie